Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

танеев сер. ив

Гуманитарный словарь

ТАНЕ́ЕВ Сер. Ив. (1856-1915) - композитор, пианист, педагог, ученый. Родился во Владимире. Окончил Моск. конс. в 1875 по кл. свободного сочинения у П. И. Чайковского и кл. фортепиано у Н. Г. Рубинштейна. Проф. Моск. конс. (1878-1905). Среди учеников Т. - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов и др. Участвовал в организации и преподавал в Нар. конс. Создал выдающиеся науч. труды в обл. полифонии - "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909) и "Учение о каноне" (не заверш.). Записывал и исследовал нар. песни ("О музыке горских татар", опубл. в 1886). Основной темой творчества Т. избирает воплощение духовного, гуманистического начала, истоком к-рого является вся история мировой цивилизации. Деят-ность Т.-ученого обусловила выявление им "конструктивных принципов, организующих музыкальное мышление" (Б. Л. Яворский), со всей очевидностью проявившихся в произв. композитора. Т. соединяет в них контрапунктические приемы, характерные для добаховской и баховской музыки, с принципами нац. многоголосия, формируя особый стиль рус. полифонии.

Среди произв. Т. - оперная трилогия "Орестея" (по трагедии Эсхила, 1894); кантаты "Иоанн Дамаскин" (сл. А. К. Толстого, 1884), "По прочтении псалма" (сл. А. С. Хомякова, 1915), "Памятник" (сл. А. С. Пушкина); 4 симфонии (3-я - 1884, 4-я - 1898); струнные квартеты (в т. ч. № 5, 1903 и № 6, 1905); фп. квинтет (1911); хоровые сочинения (на стихи Я. П. Полонского, К. Бальмонта) и др.

Лит.: Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. М., 1986.

Полезные сервисы

танеев сергей иванович

Энциклопедический словарь

Тане́ев Сергей Иванович (1856-1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Брат В. И. Танеева. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианное трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Музыкально-теоретические труды посвященные проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885-89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

* * *

ТАНЕЕВ Сергей Иванович - ТАНЕ́ЕВ Сергей Иванович (1856-1915), русский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Брат В. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Владимир Иванович). Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла, романсы. Музыкально-теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в т. ч. «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885-89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

Большой энциклопедический словарь

Тане́ев Сергей Иванович (1856—1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Творчество Танеева отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), 4 симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (его ученики — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885—89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).

Полезные сервисы